Лицензия №21025302 от 31.08.2021
Лицензия №23019645 от 06.09.2023
Лицензия №22020324 от 02.11.2022
Лицензия №22017905 от 28.09.2022
Илья Ильин, двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, лишенный золотых медалей в 2015-2016 годах после перепроверки допинг-проб, впервые озвучил новые подробности о событиях тех лет.
Напомним, что в 2008 и 2012 годах казахстанские штангисты завоевали 5 золотых медалей на Олимпиадах в Пекине и Лондоне, однако впоследствии все они были аннулированы.
Илья Ильин оказался в эпицентре этого скандала: у него отобрали две золотые медали, лишив Казахстан единственного в истории двукратного олимпийского чемпиона. До сих пор ходят легенды о том, как пробы спортсменов после соревнований были признаны чистыми, а через 4 и 8 лет вдруг оказались “грязными”.
По мнению казахстанца, теперь уже бывший президент Международной федерации тяжелой атлетики IWF Томаш Аян позволял себе невообразимые вещи.
«Он заправлял этим видом спорта… Я боюсь о нем что-то говорить, потому что вдруг мне еще что-нибудь прилетит… 2012 год, мы набабахали медали. В 2014 году на чемпионате мира (проходил в Алматы. — Авт.) ко мне подходит Томаш Аян и говорит: «Мирового рекорда не надо». Я иду на мировой рекорд, он говорит — не надо мирового рекорда. Почему? Надо спрашивать не у меня, а у него. Наверное, какие-то договоренности у него были с другими людьми, кто выиграл Олимпийские игры в 2016 году. Русик Нуридинов выиграл, сборная Узбекистана. Нам обратную связь по щелбанам дали (у Ильина и Нурудинова был дружеский спор на щелбаны, кто больше поднимет. — Авт.). Правильно сделали, молодцы. Мне еще до этого говорили: «Тебе надо проиграть». Я не могу говорить, кто это говорил, это наши. Я сделал ошибку, что я немножко… я ковыряюсь в себе, по сути, никаких ошибок не сделал. В 2014-м я не мог. Представьте, Алматы, чемпионат мира, и мне надо идти на 242 кг, чтобы победить на своей земле своих соперников, на меня народ смотрит, а он (Аян. — Авт.) меня поставил в супернеудобное положение. Он знал, что я не пойду на это. В моменте говорить мне: «Не надо поднимать»… Да я плевать хотел на твою олимпийскую медаль, но я дома у себя выиграю! Я сказал ему: «Угу», улыбнулся. Это было между рывком и толчком. Толчок начинается, и он мне (сквозь зубы) говорит: «Мирового рекорда не надо». Ну там: «Хе-хе-хе». А мне пришлось поставить (рекорд), потому что если бы я не поставил, я был бы третьим. Ничего бы не было», — рассказал Илья Ильин в интервью экономисту Рахиму Ошакбаеву.
На вопрос Ошакбаева, что было бы, если бы Ильин выполнил просьбу Аяна, Ильин ответил, что его все равно бы лишили наград.
«Тогда они мне все равно 100 % снесли бы (олимпийские медали), что я, маленький, что ли. Я бы дома проиграл, если бы поверил людям, которым вообще всю жизнь не верил и верить не собираюсь», — добавил Илья.
Бывшего главного тренера Алексея Ни, которому грозит пожизненная дисквалификация, тяжелоатлет называет «директором команды».
«Он был коммуникатором между людьми- пригласить в гости и так далее. Он — чистый коммуникатор и создатель инфраструктуры для сборной. На нем все было зациклено. Это его мощнейший вклад, пекинское золото — это его олимпийское золото, он очень много работы сделал, поверьте мне, у меня с ним все было. Такие были терки, такие рамсы, и я с этим человеком вырос. Мне сейчас 36 лет и с высоты своего возраста могу утверждать… Говорят, Ни надо посадить. Но если бы не Ни, ничего не было бы. А то, что ошибки были совершены в моменте — это, конечно, да, ошибки совершают все. Но я думаю, там что-то где-то было промазано, но это не моя компетенция, я отрабатывал на 100 %, делал все четко. Где-то просели. Ну давайте думать, где просели», — сказал Илья Ильин.
Международное агентство по тестированию (ITA), учрежденное Международным олимпийским комитетом (МОК) в 2017 году, направило официальное уведомление о намерении пожизненно дисквалифицировать Ни.
Федерация тяжелой атлетики Казахстана подтвердила получение этого уведомления. Также сообщается, что его брат Виктор Ни, старший тренер сборной, получит четырехлетнюю дисквалификацию.
По его мнению, взаимоотношения между бывшим тренером казахстанской сборной по тяжелой атлетике Энвером Туркелери (ныне покойный) и Тамашем Аяном, главой Международной федерации тяжелой атлетики (IWF), сыграли немаловажную роль в том, что казахстанские штангисты были так жестоко наказаны.
Напомним, что сборные Турции и Болгарии, где ранее работал Туркелери, также попали под массовые дисквалификации и лишились многих медалей.
«2012 год. Мы наделали медалей (на Олимпиаде). Возможно, у Туркелери и у Аяна была личная неприязнь, это 100 %. Они как друг друга поддерживали медалями, так и Аян его ненавидел. Тамашу 85 сейчас, шефу (Туркелери. — Авт.) 82 было бы. Они всю историю штанги воочию знают. В 2015 году отобрали золото Олимпиады. И это вот ответка. Возможно, Аян вот так ему сделал. Я никому это не рассказывал ранее. Они снесли всех (наших), это первое. Второе — прямая борьба между Туркелери и господином Аяном. Третье — все-таки мы не зря говорим, что наш менеджерский состав просел там, где немного надо было поднажать. Я не знаю, как работает менеджер, но там надо было поднажать. Сейчас, наверное, можно говорить о таких вещах… Если бы Талгат не сел бы в тюрьму, если не посадили бы Ермегияева, я думаю, он бы смог вырулить этот вопрос, и вообще никто бы не знал об этом. Так же, как и не знают про великих атлетов, у которых повторный анализ появился. Эти факторы могли повлиять на негативную историю нашей тяжелой атлетики. Гонения Аяна, у него было тоже много проблем с коррупцией, как он там руководил — не руководил, это тоже негативно повлияло на тяжелую атлетику. Просто нужно было вовремя… он не стал сам уходить, а нас сделал разменной монетой. Я через себя это проношу. Я всю ситуацию видел изнутри», — сказал Илья Ильин в интервью Ошакбаеву.
В 2020 году 81-летний Тамаш Аян был обвинен в коррупции в документальном фильме немецкого телевидения, который был показан в начале января, после чего и случилась его отставка.