Логотип Olimpbet
Бонус 10 000 тг

Лицензия №23019645 от 06.09.2023

Логотип 1xbet Казахстан
Бонус 200 000 тг

Лицензия №22020324 от 02.11.2022

14 дней за ₸5

далее ₸2 500 за 30 дней

Экстремальный детский футбол в Казахстане: ошибка или безразличие?

Редактор Offside.kz
14.06.2025, 13:03

14 мая 2025 года в Кызылорде прошел матч Второй лиги при температуре +41°C. Редакция Offside.kz, дождавшись всех официальных комментариев, собрала подробный материал, разобрав регламент, и выяснив подробности ситуации.

Экстремальный детский футбол в Казахстане: ошибка или безразличие?
Коллаж Offside.kz

Здоровье под угрозой: Как дети играли в экстремальную жару

14 мая в Кызылорде прошёл матч Второй лиги между молодёжными командами «Кайсар» и «Ордабасы». Встреча началась в 14:00, при температуре воздуха +41°C. Несмотря на победу хозяев со счётом 3:0, внимание к игре привлёк не результат, а её организация. Общественное возмущение выразил спортивный обозреватель Ермухамед Маулен:

“Сегодня, то есть 14 мая, только что закончился матч Второй лиги. Молодежная команда “Кайсара” победила “Ордабасы” со счетом 3:0. Все хорошо, но… Кто поставил эту игру на 14:00? Если ты меня слышишь, пожалуйста, немного постыдись. Играть в 14:00! Подумай об этом! В 14:00 в Кызылорде было 41 градус жары. А что, если кто-то получит солнечный удар или, не дай Бог, скончается от повышения артериального давления? Будете ли вы нести ответственность за жизнь этого ребёнка? Сегодня вечером играют “Кайсар” и “Актобе”, и стадион занят. Тогда поставь на завтра, в 8:30 вечера. Взрослые футболисты, значит, у вас играют вечером, а молодежь, которую мы называем нашим будущим — не люди? Они тоже люди. Они также имеют право играть в футбол в хороших условиях”.

Дальнейшим выяснением всех обстоятельств занялся главный редактор Offside.kz Владислав Умербеков. Первым прояснить ситуацию самолично вызвался советник президента КФФ - Нурсултан Курман:

“В Казахстане же часовой пояс поменялся на час вперёд. Если матч проводить в 6 часов – это раньше было нормально. А сейчас 6 — это почти, можно сказать, 7 часов. И можно первый тайм смотреть, а второй тайм — это уже в темноте команды будут играть.
А у команд 1-й и 2-й лиги, у многих, особенно на юге, нет прожекторов. Не работают прожекторы. И это мешает игровому процессу и съёмочному процессу.
Даже у нас в КПЛ, например, даже с прожектором бывают проблемы. А без прожектора — вообще в темноте, неудобно для транслятора и неудобно для команд”. (На стадионе в Кызылорде есть прожектора, вечером играть разрешено – следует из официального ответа КФФ).

Второй аргумент — клубам предлагали играть до обеда, утром.

“Клубы Первой и Второй лиг не хотят играть утром. А вечером у многих нет прожекторов. Как обычно, клубы сами между собой договариваются о времени начала матча и отправляют его в Дирекцию организации профессионального футбола. После обсуждений было принято решение, что для таких матчей — особенно в Первой и Второй лигах — оптимальное время проведения будет 16:30. Потому что в 18:00 уже темнеет, а в 14:00 слишком жарко. Хотя 16:30 — тоже жарко, но это более подходящий вариант. Всё началось с матча “Кайсара” — молодёжной команды. Он прошёл в 14:00. Мы предлагали клубам сыграть утром, но они отказались и согласовали 14:00. У “Кайсара” есть прожектора, но вечером в этот же день в Кызылорде уже была запланирована игра Премьер-лиги — “Кайсар” против “Актобе”. Вечернее время было занято, и в итоге клубы договорились на 14:00. Со следующего раза они будут проводить такие игры либо утром, либо вечером — если появится возможность”.

Кто принимает решение о времени начала матча?

“Клубы же принимают решение”.

Сами клубы? То есть ни федерация, ни дирекция это никак не регулируют?

“Нет, регулируют. Клубы договариваются между собой и отправляют время. Если есть спорные моменты — обращают внимание. Из-за отсутствия прожекторов в 6–7 играть не могут. Темно же будет”.

Но матч же проходил на стадионе "Кайсара", который в КПЛ играет?

“Я же и говорю — они сыграли в 2, потому что вечером там играл "Кайсар" с "Актобе"”.

А перенести матч на другой день или заранее?

“Изначально это было 16:30. Но им сказали, что в 16:30 не получится, потому что вечером игра "Кайсар" — "Актобе"”.

Нет, но следующий день игр никаких нет в КПЛ на стадионе "Кайсара". Почему нельзя было на день раньше или позже поставить?

“Это вопрос клуба. Они знали, что делегаты, судьи, съёмочная группа приезжают заранее — у всех билеты, графики, техника. Фура со съёмочным оборудованием тоже едет заранее. Поэтому им рекомендовали сыграть утром, в 11:00. Но они отказались. Изначально матч действительно был запланирован на 16:30. Но после него сразу должна была пройти игра Премьер-лиги — “Кайсар” против “Актобе”. Так не получалось. В итоге клубы сами выбрали 14:00. Это их решение. Это единичный случай. В будущем такие матчи не будут проводиться в это время. Повторю: это клубный вопрос”.

То есть сами клубы были не против, чтобы дети играли в 14:00?

“Нет, не против. Клубы согласны играть в это время, и судья может дать водопой два раза. Они должны этим воспользоваться. Потому что ситуация произошла — "Кайсар" с "Актобе" договорились о переносе и на 8 вечера поставили матч.
Наверное, они забыли, что у них ещё матч во 2-й лиге. Но дирекция сказала: «В 11 играйте». Они сами не захотели и решили в 14:00 сыграть — и всё.

Ну вот, "Кайсар" — "Актобе" — заранее же было известно. Почему нельзя было заранее перенести на другой день?

“Да, вот я и говорю — им сказали: в 11 играйте. Они не захотели. На другой день тоже не захотели Да, я думаю, они решили — 14:00 нормально, с водопоем обойдёмся, и всё.

А сам судья не может сказать: я отменяю матч?

“Нет. Если команда говорит: мы готовы, водопой есть, нормальная игра, и судья прилетел — он тоже, наверное, не хочет перенос. И отыграли.”

Таким образом, федерация знала о неудобном времени, но не отменила его, несмотря на жару. Дальше Курман предложил нам продолжить диалог с Еражаном Мусабековым – Директором Департамента сертификации и аттестации Казахстанской Федерации футбола, предоставив номер телефона.

По телефону Мусабеков рассказал о технических и регламентных сторонах вопроса:

Есть ли определённые критерии у стадионов для вхождения в соревнования, то есть в КПЛ, в Первую лигу? Условно — определённое качество газона, определённое качество освещения и всё, что связано с этим.

“Да, есть минимальные критерии, по которым, если стадион соответствует, то он допускается к соревнованиям: детско-юношеского уровня, потом дальше — во Вторую лигу, Первую лигу, Премьер-лигу и, естественно, дальше — на соревнования, проводимые УЕФА и национальными сборными. Если стадион соответствует этим минимальным критериям, то он допускается. Естественно, чем выше ранг соревнований, тем больше критериев соответствия, которые необходимо соблюдать. Выполнять должен стадион, нужно соответствовать”.

Учитывая то, что вечером нельзя играть на стадионах, они всё равно попадают под критерий лицензирования?

“Наличие освещения не является обязательным условием, при котором на стадионе можно провести игры. УЕФА тоже так разрешает. Иметь освещённость на внутренних чемпионатах — это дорогое удовольствие, особенно на старых стадионах. На новых мы требуем освещения. Если нет освещения, то у команды есть выбор: или она играет в дневное время, когда можно ещё проводить, или переходит на другой стадион. Отсутствие освещённости ещё не является запретом на проведение матчей на данном стадионе”.

Идёт разговор о том, что появился случай: дети играли в 2 часа дня, хотя на улице было +41. Мне это объясняли тем, что вечером они не могут играть, потому что освещение не того качества. Получается, нет ли смысла сделать освещение более качественного уровня?

“Мы, шаг за шагом, уже приближаемся к требованиям и хотим, чтобы на всех стадионах было освещение. Сейчас новые стадионы строятся — на них обязательные требования есть. Если вы заметили, многие стадионы, которые начали реконструкцию, тоже освещение делают.”

Это требование с какого периода появилось?

Это требование по инфраструктуре вышло в 2018 году (7 лет назад). Уже с 2018 года, потихоньку, целенаправленно, все стадионы, которые хотят участвовать в наших соревнованиях, мы начинаем требовать, чтобы у них было освещение.
Во-первых, здесь проблема, что не все стадионы сразу начинают делать освещение. Большая проблема — что стадионы не принадлежат клубам, они на балансе государства. Клубы сами себе тоже не враги, чтобы играть в дневное время. Не всегда получается, что выделяется финансирование на реконструкцию стадиона.

А со стороны федерации есть люди, которые способствуют?

“Да, мы постоянно требуем от акиматов реконструкции стадионов. Первая, первоочередная задача — это улучшение качества газона. Вторая задача — чтобы участникам матча было комфортно играть в вечернее время. К этому есть результаты. В прошлом году, например, когда КПЛ вышел в «Елимай», они сделали своё освещение. В прошлом году «Кызылжар» сделал своё освещение. В Кызылорде сделали освещение. В данный момент, в Кокшетау делают освещение, чтобы тоже играть в вечернее время.”

А насчёт газона хотел уточнить.

“По газонам также у нас есть свой национальный стандарт, который мы в 2023 году утвердили. Он вступил в силу в 2024 году, в котором прописаны технические требования к искусственным и естественным газонам. К этому тоже потихоньку идёт работа, потому что сейчас все стадионы, участники КПЛ, начали стелить и делать капитальную реновацию своих газонов согласно требованиям этого стандарта.”

Ещё хотел узнать насчёт стадионов, которые новые строятся или уже построены, особенно в южных регионах страны. Почему в южных регионах также стелят искусственный газон?

“Мы тоже принимали меры, чтобы на этих стадионах, в частности на стадионе Кызылорды, был естественный газон. Но, к сожалению, заказчики посчитали, что для них лучше будет искусственный газон. К сожалению, требования ФИФА этого не запрещают, и они пользуются этой опцией — стелют искусственный газон”.

Заказчики — это, получается, в лице клубов?

“В лице акимата, управления спорта”.

То есть акиматы южных регионов хотят, чтобы на стадионах был искусственный газон?

“Да. Они, как бы, считают, что это долговечно, лучше. Мы неоднократно писали письма заказчикам, что мы хотели бы, чтобы на основных стадионах, особенно в южных регионах, был естественный газон. Но, к сожалению, заказчики считают, что всё-таки лучше — искусственный.
И здесь, как сказать, ни юридических, ни правовых рычагов у нас нет, чтобы запретить. Потому что ФИФА разрешает играть на искусственных газонах — даже международные матчи, даже сборные — если они соответствуют требованиям.”

То есть федерация здесь больше как рекомендация?

“Да. Здесь у нас рекомендации. Но, к сожалению, нас не всегда прислушиваются.”

Выходит федерация не имеет права ни обязать по газону, ни по освещению?

“Нет. По освещению — если стадион хочет получить международную категорию и проводить международные матчи, он обязан иметь освещение.
По газону — так как ФИФА разрешает проводить международные матчи на искусственном газоне, если он сертифицирован ФИФА, то здесь, видите, заказчик ссылается на эту опцию. И это их право — они могут стелить либо искусственный, либо естественный газон.”

Получается вы не можете прийти в условный Атырау в декабре и сказать: если у вас в марте освещения на должном уровне не будет — мы вас в лигу не возьмём?

“Если матчи у нас будут по календарю стоять в вечернее время, дирекция поставит все матчи на вечер. Тогда, естественно, стадион не пройдёт лицензирование.”

Учитывая, что это южный регион, странно ставить в дневное время, понимая, что у нас там температура под 30–40 градусов?

“Все эти стадионы, которые строятся и проектируются — кроме стадиона в Атырау — сейчас все имеют освещение.”

Далее редакция направила запрос с просьбой предоставить Список всех стадионов, на которых проходят официальные матчи:

  • Премьер-лиги
  • Первой лиги
  • Второй лиги (включая молодежные команды клубов Премьер-лиги)

2. Из этого списка:

  • Указать, какие стадионы соответствуют требованиям по уровню освещения, допускающему проведение матчей в вечернее время.
  • Какие стадионы не соответствуют данным требованиям, но при этом принимают официальные матчи (с указанием названий стадионов и команд, которые их используют).
Offside.kz
78% стадионов с освещением
Offside.kz
28% стадионов с освещением
Offside.kz
36% стадионов с освещением

Помимо этого, в запросе были вопросы с уточнениями по регламенту. Ниже — ключевые ответы:

  1. О проверках стадионов: «КФФ проводит инспекции на соответствие регламенту в течение сезона».
  2. О действиях при нарушениях: «При несоответствии направляется письменное уведомление с требованием устранения нарушений».
  3. О поддержке клубов: «Совместно с УЕФА реализуется программа ALAN — по реновации полей».
  4. О консультациях для клубов: «КФФ оказывает помощь по вопросам инфраструктуры».
  5. О климатических условиях: «Дата и время матчей согласовываются индивидуально с клубами».
  6. О регламенте при экстремальной погоде: «Нижний температурный порог — -15°C. Верхний не установлен. Рекомендуются водные паузы».
  7. О защите здоровья игроков летом: «С июня по август матчи ДЮФЛ проходят с 08:30 до 13:00 и с 16:00 до 21:00. Также предусмотрено обязательное медобследование игроков».

Несмотря на формальные отсылки к тому, что решение принималось клубами, а судья и организаторы не стали переносить матч, регламент КФФ допускает отмену игр при экстремальной жаре, а по возрасту участников (это молодёжные составы) — ограничения на проведение матчей днём действуют с июня, но проблема уже возникла в мае.

Стадион имел освещение, но матч Премьер-Лиги был в приоритете. Перенос матча Второй лиги не был согласован, а утреннее время клубы отвергли.
Федерация, зная об условиях, не использовала право отмены матча и переложила ответственность на клубы.

Ваша реакция
👍 16
👎 0
😆 0
😡 4
×
Футбол Хоккей Бокс MMA Теннис Спорт Узбекистана Киберспорт Новости Авто Лайфхаки Вне игры Культура ставок