
Шежире под микроскопом: как генетика подтверждает родословные казахов.
Насколько глубоко уходит в прошлое генетическая история казахского народа? Почему в одном роду могут встречаться мужчины с разными Y-хромосомами? И как ученым удалось «увидеть» предков Чингисхана в современных людях? Ответы на эти вопросы ищут в Национальном центре биотехнологии Казахстана, передает Offside.kz со ссылкой на Almaty.tv
На протяжении нескольких лет в этой научной лаборатории ведутся генетические исследования, имеющие сразу несколько целей: от изучения исторического происхождения родов до прикладных задач по снижению риска наследственных заболеваний. Возглавляет направление популяционной генетики кандидат биологических наук Максат Жабагин, чья научная карьера началась с интереса к шежире и лекции о генетическом следе Чингисхана.
Сегодня он руководит лабораторией генетики человека в НЦБ. Здесь ведутся работы по трем ключевым направлениям: популяционная генетика, судебно-генетическая экспертиза и медицинская генетика. Одно из самых перспективных открытий последних лет связано с неинвазивным методом пренатальной диагностики — по ДНК плода, находящейся в крови матери, без необходимости прокола, можно определять патологии на раннем сроке.
Особый интерес у ученых вызывает структура казахского общества, основанная на разделении на жузы и роды, передача генеалогии по мужской линии. Биологическим отражением этого становится Y-хромосома, передающаяся от отца к сыну почти без изменений.
— Мы смогли доказать, что у большинства казахских родов существует один общий мужской предок, — рассказывает Жабагин. — То есть у членов рода — идентичные Y-хромосомы, что подтверждает правдивость устных генеалогий.
Аргыны — один из крупнейших казахских родов, чье происхождение долгое время оставалось предметом споров. Историки предполагали их связь с древними гуннами и Шумером, но генетика внесла точность. Ученые установили, что предок аргынов жил около 650 лет назад, что совпадает с эпохой Золотой Орды и фигурой эмира Караходжи. Глубокий анализ Y-хромосомы показал ее древнее иранское происхождение, что согласуется с внешними чертами представителей рода.
В отличие от аргынов, найманы оказались генетически более разнообразными: в рамках рода выявлены три разных основателя, один из которых имел монгольское происхождение. Это также подтверждает исторические данные о сложной этнической структуре Среднего жуза.
Генетики провели аналогичные исследования для уйсунов — крупнейшего объединения Старшего жуза. Все их кланы восходят к одному предку, жившему примерно 650–700 лет назад — Байдебек бию, что также совпадает с устной историей.
Такой же эффект отца-основателя зафиксирован у родов алимулы и байулы, происходящих от Алау батыра, золотоордынского эмира. Вместе они составляют племя алшын.
Но не все роды демонстрируют такую генетическую цельность. Род кожа, например, заявляет о происхождении от курайшитов, рода пророка Мухаммеда. Однако исследования показывают наличие разных отцов-основателей: от Персии до Узбекистана. Это объясняется миссионерской историей ислама — учителя брали учеников из местного населения, и генетическая преемственность не всегда совпадала с духовной. Со временем, особенно после Золотой Орды, появилась традиция эндогамных браков — жениться только внутри рода, что сформировало мини-кластеры с генетическим сходством.
Как подчеркивает Ерлан Раманкулов, глава Национального центра биотехнологии, нельзя рассматривать роды исключительно как генетическую категорию. Это в первую очередь социальная структура. В истории казахов были случаи братания, усыновления, приемных детей после трагедий и джутов. Такие социальные связи со временем становились неотличимыми от кровных, формируя мозаичную структуру рода.
Казахи испокон веков следовали принципу экзогамии — браки между представителями разных родов, что отражено в законе «Жеты ата». Исследования показывают: несмотря на территориальную разобщенность, казахи генетически удивительно близки друг к другу. Последнее значимое смешение, по данным ученых, произошло в эпоху Золотой Орды, после чего генофонд стабилизировался и приобрел современный облик.
— Мы изучали казахов из разных регионов, и, несмотря на разницу в родах и истории, генетическая картина показывает удивительное единство, — отмечает Жабагин. — Это подтверждает, насколько грамотно были устроены брачные отношения в кочевой цивилизации.
Популяционная генетика открывает не только прошлое, но и будущее. Исследования уже помогают в судебной экспертизе: по найденному биологическому материалу можно установить регион происхождения подозреваемого, определить его родовую принадлежность, а в перспективе — даже цвет кожи и глаз.