Казахстанский историк Радик Темиргалиев в интервью с Арманжаном Байтасовым рассказал о своей новой книге, посвященной казахским племенам, над которой он начал работать в разгар пандемии.
По словам ученого, это время позволило ему детально разобраться во многих аспектах истории, однако некоторые вопросы остались нерешенными, особенно в отношении значения слова «алаш».
Темиргалиев отметил, что слово «алаш» исторически связано с фигурой Алаша-хана, однако его личность остается загадкой для исследователей. Различные источники дают разные версии его жизни и деятельности. Например, ранние исследования Чокана Валиханова и Григория Спасского датируют период жизни Алаша-хана XIV веком, связывая его с конфликтом с эмиром Тимуром, что позволяет провести параллели с Урус-ханом.
Некоторые исследователи, такие как Мухамеджан Тынышпаев и Ирина Ерофеева, отождествляют Алаша-хана с Хакназаром, а другие видят в нем черты Абулхаира или даже Есим-хана, жившего в начале XVII века. Темиргалиев также напоминает о реальной исторической фигуре по имени Алаша-хан — Султан-Ахмете, правившем Могулистаном в конце XV — начале XVI века, а также о ногайском князе Алаше, жившем в начале XVI века.
Интересной деталью, отмеченной историком, является то, что «алаш» могло означать не только имя хана, но и его бия. По преданию, записанному Чоканом Валихановым, бий Алаш служил при хане Алаша, что могло стать причиной использования выражения «Алаш баласы» (дети Алаша) среди казахов. Темиргалиев подчеркивает, что «алаш» — это самоназвание казахов, тогда как слово «казахи» является экзоэтнонимом, данным им соседними народами.
Экзоэтнонимы, как объясняет Темиргалиев, это наименования, которые этносу дают другие народы. На постсоветском пространстве такие примеры включают чеченцев (нохчи), якутов (саха) и грузин (картвели).