Числа 7 и 40 веками сохраняют сакральное значение для казахов: они отражают и законы рода, и циклы жизни и смерти, передает Offside.kz cо ссылкой на Inform.kz.
В казахской традиции число семь символизирует не только мифологические и религиозные представления, но и практические нормы жизни. По словам кандидата филологических наук Болата Корганбекова, сакральность нечётных чисел — следствие стремления к уникальности, ведь Аллах, как единый Творец, «любит неповторимое».
Семёрка фигурирует в множестве обрядов и представлений: это и семь уровней земли, и семь сокровищ, и семь дней недели, и поминки на седьмой день. Одно из главных применений числа — запрет на брак между родственниками до седьмого колена. Это условие связано с генетической безопасностью и пониманием границ родства.
«После седьмого колена разрывается генетическая связь. Потому девушки в жёны можно брать только с разрешения аксакалов, хорошо знающих родословие», — объясняет Корганбеков.
Запрет касается не только кровных линий, но и этнической принадлежности: некоторые роды, не входившие в состав казахов, исключались из брачных союзов. Это правило поддерживается и медициной. Доктор наук Гиззуддин Фараж подчёркивает, что родственные браки часто ведут к передаче заболеваний и ухудшению наследственного здоровья.
Сорок в казахской культуре — не просто цифра, а важнейший цикл, обозначающий переходные состояния: от рождения до смерти. Традиционно в доме умершего сорок дней не гасили свет. Ранее это объяснялось необходимостью физической охраны тела, а сегодня добавляется философский смысл: за сорок дней завершается последний путь души.
Число «қырық» связано и с «қырқу» — «стричь», что символизирует смену состояния. Казахи опасались 40-летнего возраста: его не отмечали, считая границей между молодостью и зрелостью. Людей моложе 40 лет не допускали к власти, поскольку считалось, что юношеский пыл может заглушить разум.
«Хотя мудрость приходит раньше, задор не уходит, и он может превзойти ум. Поэтому ханов избирали только после сорока», — говорит Корганбеков.
Историк-этнолог Турар Шакен отмечает, что ещё до появления научных объяснений казахи знали, насколько опасен для матери и новорождённого первый 40-дневный период после родов. Этот срок сегодня подтверждает и Всемирная организация здравоохранения.
В течение сорока дней младенец считался существом, ещё не адаптировавшимся к земному миру. Его не показывали посторонним, не выносили вещи из дома, жгли светильники ночью. По завершении этого периода проводился обряд «қырық күн»: ребёнка купали и обливали сорока ложками воды — символ его вступления в человеческое сообщество.
«После сорока дней у младенца появляются осознанный взгляд и реакции. Он входит в этот мир», — подчёркивает Турар Шакен.
Интересно, что сорок дней после рождения и сорок дней после смерти воспринимаются как одинаково хрупкие переходы — когда формируются или разрушаются основные связи тела и души.