Казахи, как и их предки-кочевники, традиционно разводили лошадей, овец, коров и верблюдов, передает Offside.kz.
Когда речь заходит о национальных особенностях питания казахов, одним из первых вопросов, который задают иностранцы, становится: «Почему казахи не едят свинину?» На первый взгляд, ответ кажется очевидным – ислам, исповедуемый большинством казахов, запрещает употребление свинины. Однако есть и другие, менее очевидные причины, уходящие корнями в историю, культуру и даже физиологию кочевого народа.
Казахи, как и их предки-кочевники, традиционно разводили лошадей, овец, коров и верблюдов. Эти животные идеально подходили для кочевого образа жизни, так как могли легко адаптироваться к суровому климату степей. Свиньи же требуют совершенно других условий – тепла, влажности, обильного корма и ограниченного пространства, что не соответствовало кочевой культуре.
Кроме того, казахи веками жили в симбиозе с природой, выбирая пищу, которая обеспечивала максимальную энергию и выживание. Свинина, в отличие от баранины или конины, содержит больше жира, который может быстро портиться в условиях кочевого образа жизни. К тому же сало и жирная свинина в степном климате были не столь полезны, как легкоусвояемая конина, богатая аминокислотами и полезными жирами.
Да, ислам категорически запрещает употребление свинины, считая её нечистой пищей. Однако кочевые предки казахов еще до принятия ислама также не употребляли это мясо. Некоторые ученые считают, что запрет мог формироваться на основе практических наблюдений: свиньи часто болеют паразитарными инфекциями, и отсутствие достаточных санитарных условий в древности делало их мясо опасным.
После распространения ислама среди тюркских народов (VIII-X века) запрет закрепился окончательно. Интересно, что в сравнении с другими мусульманскими народами, казахи относятся к нему особенно строго: если, например, в ряде арабских стран встречаются мусульмане, допускающие редкое употребление свинины, то среди казахов даже намек на её поедание воспринимается как культурное табу.
Казахская кухня эволюционировала в условиях сурового климата, требующего высококалорийной, но легко усвояемой пищи. Конина и баранина содержат много ненасыщенных жиров, которые быстрее перевариваются организмом, не перегружая пищеварительную систему. В отличие от них, свинина богата насыщенными жирами, которые могут быть сложны для усвоения, особенно для людей, привыкших к другой диете на протяжении столетий.
Есть мнение, что у представителей народов, традиционно не употреблявших свинину, хуже переваривается это мясо, так как их организм не выработал необходимых ферментов. Это объясняет, почему у некоторых казахов может наблюдаться дискомфорт после случайного употребления свинины.
Если спросить обычного казаха, почему он не ест свинину, то помимо религии можно услышать ещё одно объяснение: «Это грязное мясо». Этот стереотип передаётся из поколения в поколение и настолько укоренился, что многие казахи испытывают отвращение к одному только виду свинины.
Свиноводство в казахской культуре никогда не было распространено, а свинья традиционно воспринималась как животное, живущее в грязи. Такой образ сильно контрастирует с тем, как кочевники относились к своим животным: лошадям, овцам и верблюдам, которых они содержали в чистоте и ухаживали за ними.
Более того, в казахском языке есть множество устойчивых выражений, связанных с негативным отношением к свинье. Например, слово «доңғалақ» (буквально «катящийся по грязи», производное от слова «доңыз» – свинья) используется в значении «жадный, нечистоплотный человек».
В XXI веке казахи всё ещё строго следуют этому пищевому табу, даже несмотря на глобализацию и влияние западной культуры. Причины этого: