В преддверии чемпионата Европы по футболу 2024 года, offside.kz продолжает нашу серию статей, посвященных командам, покорившим вершину европейского футбола.
В прошлый раз речь шла о знаменательных победах СССР в 1960 году, Испании в 1964 году. На этот раз настала очередь Италии. Стоит отметить, что их победа была немного забыта и не была достаточно изучена. К примеру, в одной из самых детализированных работ по футболу - книге Джона Фута "Кальчо", эта историческая победа упоминается лишь вскользь.
При анализе выступления итальянцев в 1968 году становится очевидным сходство с командой 2021 года, которая также выиграла Евро. Оба достижения были предварены неудачами на международном уровне и сопровождались длинными сериями матчей без поражений. Заинтересовывает тот факт, что обе команды не смогли определить победителя в основное время, добавляя историям особый колорит.
Менеджер
В роли менеджера сборной Италии Ферруччо Валькареджи не был признан легендой, однако его стиль управления был характерен для итальянского футбола. Он предпочитал отточенную тактику, и его сильная сторона заключалась скорее в избегании поражений, чем в попытке добиться победы.
Валькареджи зарекомендовал себя, выведя "Прато" из Серии C в Серию B. Затем работал в "Аталанте" и "Фиорентине", прежде чем стать ассистентом тренера национальной команды Эдмондо Фаббри на чемпионате мира 1966 года. После неудачного выступления на турнире в Англии Фаббри был уволен, и место главного тренера заняли Валькареджи вместе с Эленио Эррерой. Эррера не задержался долго, оставив Валькареджи в одиночку у руля. Валькареджи не отступал от футбольных принципов Эрреры, сосредотачиваясь на оборонительной игре. Это стало особенно заметно на чемпионате мира 1970 года, где Валькареджи прославился своей стратегией "staffetta", чередуя игроков "Милана" Джанни Риверу и Сандро Маццолу, несмотря на новизну и споры вокруг концепции замен, Валькареджи умело использовал её для внесения стратегических корректировок в ход матча.
Тактика
Тактический подход Валькареджи к футболу в значительной степени был определен концепцией “катеначчо” - стратегией, которую он унаследовал и адаптировал от Эрреры в "Интере". Этот метод, ставший почти синонимом итальянского "оборонительного футбола", в действительности акцентировал внимание на строгой маркировке противника сильными центральными защитниками и включал в себя ключевую роль для более техничного заднего защитника. Играя предпочтительно на собственной половине поля, команда Валькареджи надеялась на редкие, но яркие моменты блеска своих нападающих.
Вопреки общему восприятию, Валькареджи не был противником совместной игры Маццолы и Риверы. В полуфинале оба вышли на поле в стартовом составе, но Ривера быстро получил травму, что снизило его вклад в игру, и он не смог восстановиться к следующим матчам турнира.
В финальной встрече с Югославией, которая завершилась победой Италии со счетом 2:0, команда демонстрировала разнообразие в атакующих действиях. Факкетти активно включался в атаки по левому краю, Доменгини поддерживал игру с правой стороны. Нападение возглавляли мобильные и быстрые Рива и Анастази, в то время как Маццола создавал игру, а Де Систи агрессивно двигался вперед из центра поля. Однако атаки складывались скорее из отдельных моментов, чем из целенаправленной наступательной стратегии.
Дино Дзофф, вратарь команды, тогда было всего 26 лет, но он продолжит защищать ворота национальной сборной еще 14 лет, в том числе и во время их победного чемпионата мира.
Возможно, вы удивитесь, узнав...
Инцидент с подбрасыванием монетки в полуфинале между Италией и СССР на Евро-1968 является одним из самых необычных и знаковых моментов в истории футбольных турниров. На тот момент правила не предусматривали серии пенальти для решения исхода матча в случае ничьей после дополнительного времени, что привело к необходимости определить победителя с помощью жребия.
Ключевой игрок
В мире футбола есть имена, которые не просто запоминаются, они вписывают новые главы в историю этого вида спорта. Джакинто Факкетти, капитан итальянской сборной и непревзойденный защитник "Интера", безусловно, одно из таких имен. Но зачем ограничиваться рамками защитника, когда можно переписать правила игры?
Факкетти превратил оборонительную позицию в ланчпад для атак. Его игра была не просто обороной — это была искусство, атакующее действие, предвестник современного футбольного многофункционализма. Когда он взрывался вперед, вражеские команды ощущали давление, ведь он мог не только обезвредить атаку, но и инициировать свою.
Эррера, тренер "Интера", воспользовался этой уникальной способностью Факкетти, воплотив в жизнь тактику катеначчо, которая до этого считалась исключительно оборонительной. Факкетти стал живым доказательством того, что защитник может быть столь же важен в атаке, сколько и в обороне, превращаясь в атакующего защитника, задолго до того, как это стало модным.
Интересный момент с нумерацией — Факкетти носил 10-й номер, обычно ассоциируемый с ключевыми атакующими игроками. Это был не просто номер; это было признание его уникальной роли на поле. В то время как вратарь Дино Дзофф отступил на 22-е место в алфавитном порядке, Факкетти, защитник, принял на себя роль, которая в корне изменила восприятие возможностей защиты.
Факкетти оставил после себя богатое наследие, показав, что границы в футболе — это лишь вызов для тех, кто готов их пересекать. Его карьера стала вдохновением для поколений игроков и тренеров, доказательством того, что для изменения игры достаточно одного человека.
Финал
Финал чемпионата Европы по футболу 1968 года оставил в истории необычную страницу — это единственный случай, когда финал турнира требовал переигровки. Начальный матч между Италией и Югославией завершился ничьей 1:1, после чего последовало решение о дополнительном матче. Первая игра собрала 68 тысяч зрителей, в то время как на переигровку пришло вдвое меньше — всего 32 тысячи, что свидетельствовало о разочаровании фанатов в качестве представления.
Определяющий момент
В повторном матче на стадионе "Олимпико" в Риме ситуация кардинально изменилась. Италия, воспользовавшись усталостью югославов и стратегическими изменениями в составе, проявила себя с совершенно иной стороны. Маццола вернулся на поле, демонстрируя великолепную игру, а легендарный Рива открыл счет голом, достойным величайших достижений футбола.
Затем, на 30-й минуте, Анастази исполнил впечатляющий удар, отправив мяч в ворота с такой изящной техникой, что сравнить его можно было бы разве что с произведением искусства. Этот гол стал не просто победным — он вошел в анналы футбола как один из самых запоминающихся моментов турнира.
Были ли они лучшей командой?
Несмотря на победу, вопросы о заслугах команды оставались. Италия дошла до финала благодаря жребию, и ее игра вызывала споры: команда редко доминировала на поле, предпочитая оборонительный стиль. Переигровка, хоть и завершилась легкой победой, не смогла полностью рассеять сомнения критиков, которые утверждали, что Югославия, с ее стремлением к атакующему футболу, заслуживала победы больше.
Этот финал подтвердил тенденцию того времени — хозяева турниров часто выходили победителями, что подчеркивало значение домашнего преимущества. Однако, несмотря на все споры и критику, триумф Италии на Евро-1968 остается значимым достижением, показывающим умение команды преодолевать испытания и выходить победителем, когда это кажется маловероятным.