Казахстан, 26 октября - Студенты требуют возврата средств за непройденные курсы, утверждая, что Skillbox нарушил закон о защите прав потребителей
20 бывших учеников образовательной платформы Skillbox, обучавшихся на курсах по разработке и продажам, подали иски к компании на сумму около 3,4 млн рублей. Согласно Forbes, исковые заявления представил юридический сервис DestraLegal, защищающий интересы истцов. Студенты утверждают, что компания частично или полностью отказалась возвращать деньги за неоконченные программы.
Юристы пояснили, что истцы завершили от 2% до 20% курса, а затем решили вернуть средства за оставшиеся 80–98% программы. Однако в Skillbox либо отказали в полном возврате, либо предложили средства за вычетом дней, когда пользователи имели доступ к платформе, и обязательных невозвратных 30%.
«Компания отказала в возврате, ссылаясь на оферту, по которой 30% стоимости составляют неизвратные расходы за доступ к платформе Skillbox», — пояснили в DestraLegal.
По словам адвокатов, в DestraLegal считают, что Skillbox нарушает закон о защите прав потребителей, ограничивая возврат за счет предопределенного вычета. В Skillbox же утверждают, что их документы соответствуют всем правовым нормам. Представители компании отметили снижение запросов на возврат или обмен курсов на 16% в третьем квартале 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и заявили, что рассматривают варианты замены или возврата средств, если курс не подошел.
Юристы DestraLegal заявляют, что схема с вычетом 30% якобы «искусственно» создана через разделение Skillbox на два юрлица: ООО «Скилбокс» и ЧОУ ДПО «Образовательные технологии Скилбокс». Договор на обучение оформляется через ЧОУ ДПО, которое затем привлекает ООО «Скилбокс» для оказания IT-услуг. При запросе на возврат ЧОУ ДПО указывает, что 30% уже были потрачены на услуги ООО «Скилбокс».
«Когда студент обращается за возвратом, в ЧОУ ДПО ему отвечают, что 30% уже потратили на оплату услуг ООО „Скилбокс“, поэтому возвращать по закону их не должны», — заявили в DestraLegal.
В компании подтвердили наличие договора между двумя юрлицами, пояснив, что ООО «Скилбокс» занимается IT-решениями, а ЧОУ ДПО — дистанционным обучением.
Источник Forbes отметил, что наличие нескольких юрлиц — распространенная практика в онлайн-образовании, и число исков составляет не более 0,0001% от общего числа пользователей Skillbox.