В Казахстане обнаружен «выгодный штраф» для водителей

Эксперт, редактор Offside.kz
Сегодня, 12:30

В 2025 году в Казахстане штраф за проезд на желтый сигнал светофора в два раза превышает наказание за умеренное превышение скорости. Разбираемся на Offside.kz в причинах дисбаланса.

Департамент полиции Северо-Казахстанской области
Реклама
Реклама

В 2025 году штрафы в Казахстане создают парадоксальную ситуацию. За превышение скорости водитель часто заплатит меньше, чем за проезд на жёлтый сигнал. Разница в санкциях делает ускорение в момент смены сигналов более «выгодным» с экономической точки зрения.

Размер штрафов за превышение скорости

Штрафы установлены по нескольким уровням.

  1. Превышение на 10–20 км/ч – 19 660 тенге (5 МРП).
  2. Превышение на 20–40 км/ч – 39 320 тенге (10 МРП).
  3. Превышение на 40–60 км/ч – 78 640 тенге (20 МРП).
  4. Превышение на 60 км/ч и более – 157 280 тенге (40 МРП).

За повторное в течение года превышение на 20–60 км/ч предусмотрено взыскание 117 960 тенге (30 МРП). При повторном превышении на 60 км/ч и более штраф составит 235 920 тенге (60 МРП).

Штрафы за проезд на жёлтый сигнал

Проезд на жёлтый сигнал светофора в Казахстане приравнивается к проезду на запрещающий сигнал. За такое нарушение взимается 39 320 тенге (10 МРП).

При повторном нарушении штраф увеличивается до 58 980 тенге (15 МРП).

Такие же суммы предусмотрены за проезд на красный сигнал или на запрещающий жест регулировщика.

Сравнение и логика водителя

Проезд на жёлтый обойдётся сразу в 39 320 тенге. Это дороже, чем даже превышение скорости на 10–20 км/ч, где штраф 19 660 тенге. Даже превышение на 20–40 км/ч не будет стоить больше, чем одно нарушение проезда на жёлтый.

При повторных нарушениях разница становится ещё заметнее. Повторный проезд на жёлтый – 58 980 тенге. Повторное превышение на 20–60 км/ч – 117 960 тенге, но оно применяется только при втором фиксированном нарушении скорости в пределах этого диапазона.

Для большинства водителей именно разовый эпизод – основной ориентир.

С точки зрения повседневной дорожной ситуации, водитель, который ускоряется в момент перехода сигнала, минимизирует сумму возможного штрафа. При резком замедлении велик риск пересечь стоп-линию на жёлтый. По действующим правилам это фиксируется как запрещающий сигнал, что приводит к большему штрафу, чем умеренное превышение скорости.

Мнение юриста

Редакция Offside.kz обратился за экспертным комменатрием к адвокату коллегии адвокатов города Астаны, Кенжебаеву Ернару Асановичу:

«Мне не кажется, что это пробел законодательства. Пробел – это отсутствие регулирования, а здесь регулирование есть. Это также не несоответствие норм, когда одна норма противоречит другой вышестоящей норме или принципам Кодекса РК об административных правонарушениях.

В данном случае, на мой взгляд, речь идёт о несоразмерности. Превышение скорости создаёт больший риск возникновения ДТП, чем проезд на жёлтый сигнал. Опасность при проезде на жёлтый тоже существует, но в целом превышение скорости несёт большую угрозу. Поэтому именно несоответствие принципу соразмерности здесь выглядит наиболее очевидным», – заявил адвокат Кенжебаев.

Вывод

Разница в штрафах приводит к тому, что в Казахстане в 2025 году экономически выгоднее превысить скорость, чем пересечь перекрёсток на жёлтый сигнал. Система административных взысканий формирует поведение, при котором ускорение воспринимается как менее рискованное с финансовой точки зрения решение.