В Казахстане обнаружен «выгодный штраф» для водителей
В 2025 году в Казахстане штраф за проезд на желтый сигнал светофора в два раза превышает наказание за умеренное превышение скорости. Разбираемся на Offside.kz в причинах дисбаланса.
В 2025 году штрафы в Казахстане создают парадоксальную ситуацию. За превышение скорости водитель часто заплатит меньше, чем за проезд на жёлтый сигнал. Разница в санкциях делает ускорение в момент смены сигналов более «выгодным» с экономической точки зрения.
Размер штрафов за превышение скорости
Штрафы установлены по нескольким уровням.
- Превышение на 10–20 км/ч – 19 660 тенге (5 МРП).
- Превышение на 20–40 км/ч – 39 320 тенге (10 МРП).
- Превышение на 40–60 км/ч – 78 640 тенге (20 МРП).
- Превышение на 60 км/ч и более – 157 280 тенге (40 МРП).
За повторное в течение года превышение на 20–60 км/ч предусмотрено взыскание 117 960 тенге (30 МРП). При повторном превышении на 60 км/ч и более штраф составит 235 920 тенге (60 МРП).
Штрафы за проезд на жёлтый сигнал
Проезд на жёлтый сигнал светофора в Казахстане приравнивается к проезду на запрещающий сигнал. За такое нарушение взимается 39 320 тенге (10 МРП).
Такие же суммы предусмотрены за проезд на красный сигнал или на запрещающий жест регулировщика.
Сравнение и логика водителя
Проезд на жёлтый обойдётся сразу в 39 320 тенге. Это дороже, чем даже превышение скорости на 10–20 км/ч, где штраф 19 660 тенге. Даже превышение на 20–40 км/ч не будет стоить больше, чем одно нарушение проезда на жёлтый.
При повторных нарушениях разница становится ещё заметнее. Повторный проезд на жёлтый – 58 980 тенге. Повторное превышение на 20–60 км/ч – 117 960 тенге, но оно применяется только при втором фиксированном нарушении скорости в пределах этого диапазона.
С точки зрения повседневной дорожной ситуации, водитель, который ускоряется в момент перехода сигнала, минимизирует сумму возможного штрафа. При резком замедлении велик риск пересечь стоп-линию на жёлтый. По действующим правилам это фиксируется как запрещающий сигнал, что приводит к большему штрафу, чем умеренное превышение скорости.
Мнение юриста
Редакция Offside.kz обратился за экспертным комменатрием к адвокату коллегии адвокатов города Астаны, Кенжебаеву Ернару Асановичу:
«Мне не кажется, что это пробел законодательства. Пробел – это отсутствие регулирования, а здесь регулирование есть. Это также не несоответствие норм, когда одна норма противоречит другой вышестоящей норме или принципам Кодекса РК об административных правонарушениях.
В данном случае, на мой взгляд, речь идёт о несоразмерности. Превышение скорости создаёт больший риск возникновения ДТП, чем проезд на жёлтый сигнал. Опасность при проезде на жёлтый тоже существует, но в целом превышение скорости несёт большую угрозу. Поэтому именно несоответствие принципу соразмерности здесь выглядит наиболее очевидным», – заявил адвокат Кенжебаев.
Вывод
Разница в штрафах приводит к тому, что в Казахстане в 2025 году экономически выгоднее превысить скорость, чем пересечь перекрёсток на жёлтый сигнал. Система административных взысканий формирует поведение, при котором ускорение воспринимается как менее рискованное с финансовой точки зрения решение.