Владимир Ильич Ленин — фигура, которая ассоциируется с революцией, броневиком и бесконечными заседаниями. Однако за фасадом сурового теоретика марксизма скрывался человек, обладавший одним из самых экзотичных автопарков своего времени.
Судьба каждого автомобиля Ильича — почти готовый сценарий для исторического боевика: с угонами, покушениями, трансформацией лимузинов в снегоходы и классами, сменившими водителей.
Этот французский автомобиль был конфискован у Ольги Романовой — старшей дочери Николая II. Как говорится, «всё лучшее — детям революции». Turcat-Méry стал первым «служебным» транспортом вождя, но судьба у машины была бурная: вскоре её угнали контрабандисты и переправили в Финляндию. Видимо, не прониклись духом пролетарской справедливости.
Судьба: угнан и исчез в северных просторах. По одной из версий, ушёл на нужды финской буржуазии.
После потери Turcat-Méry Ленин пересел на роскошный Delaunay-Belleville. Но и этот автомобиль долго не прожил. 1 января 1918 года, когда Ильич возвращался с митинга в Михайловском манеже, по машине был открыт огонь. Авто превратилось в решето — чудом никто не погиб.
Судьба: расстрелян на службе революции. Восстановлению не подлежал.
Французский Renault 40 CV — настоящая гоночная мощь своего времени, с шестью цилиндрами и 100 км/ч максимальной скорости. Именно в этой машине Ленин пережил одно из самых известных покушений — 30 августа 1918 года эсерка Фанни Каплан трижды выстрелила в вождя на заводе Михельсона.
Renault, казалось, был магнитом для пуль. Или, скорее, сам Ленин.
Судьба: в итоге угнан из гаража. Виновные не найдены. Говорят, революция прикрывает своих.
Особая гордость автопарка Ильича — Rolls-Royce Silver Ghost, принадлежавший великому князю Михаилу Романову. Ленину он настолько приглянулся, что в 1920-х годах советское правительство заказало ещё три подобных авто. Один из них был модифицирован на Путиловском заводе: сани с гусеницами — идеальное транспортное средство для российской зимы.
Судьба: стал зимним броневиком. Потому что настоящая диктатура пролетариата не ездит на летней резине.
Жизнь Ильича — это не только теории и революционные декреты. Это — угоны автомобилей, попытки покушений, и, конечно же, поездки на самых пафосных машинах Российской империи. Всё это — с налётом драмы, иронии и исторической абсурдности.